И. Якимов. Творчество юного читателя

Опубликовано 20.06.2014

Необходимость воспитания творческого читателя заявлена в современных программных документах. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по литературе указывает, что в результате изучения литературы учащиеся должны приобрести ценностно-мировоззренческую, читательскую и речевую компетенции. Под читательской компетенцией образовательный стандарт определяет как «способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне, сформированность собственного круга чтения, способность вступать в диалог с эпохой и культурой, воплощёнными в произведениях, к сопереживанию с героями литературных произведений»[i]1.



 

Читать полностью »

О. Нури. Чтение художественной литературы и речевая компетенция школьника

Опубликовано 17.06.2014

Проблема чтения, формирования потребности и культуры чтения является актуальной научной проблемой. Чтение художественной литературы – часть искусства. «Эмоции искусства – это умные эмоции»,- подчеркивает Л.С. Выготский, и только через литературу происходит «образное познание» (*1) картины мира и самопознание.

Читать полностью »

М. Елькина. Что читают наши дети?

Опубликовано 17.06.2014

И читают ли вообще? Эти вопросы в нашем, как всегда, по-российски однобоко развивающемся капитализме как-то отошли на второй план. А на первом – научатся ли наши дети считать? Что считать – вопрос глупый. Конечно, деньги.

Родители, пережив все перестройки и разломы, с грехом пополам считать научились. Кто – миллиарды, кто – тысячи. Но, значительно улучшив материальное благосостояние семьи, приобретая ребенку все суперсовременные блага цивилизации, многие родители забыли об основополагающих моментах воспитания. И, в первую очередь, о чтении. Так стоит ли при этом сокрушаться о бездуховности новых поколений и винить во всем телевизор, компьютер, попсу и пиво?

Читать полностью »

М. Елькина. Российский подросток - читатель 21-го века

Опубликовано 17.06.2014

 «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть». (В.А Сухомлинский) Процесс слияния отечественной детской литературы с детской литературой западного образца, насаждение западного «экшна» в произведениях для детей длится уже в течение двух десятилетий. Развал Советского Союза повлек за собой разрушение идеологии и отрицание всего, что было создано за годы Советской власти (в том числе, разрушена детская литература как приоритетное направление заботы государства, утеряна большая часть так называемой «школы» советской детской литературы). Для современной российской детской литературы характерна проблема подражательности западной культуре, вторичность создаваемых произведений, остро стоят проблемы, касающиеся нравственного воспитания детей и юношества посредством книги, роли и места книги в современном образовательном процессе, в воспитании духовности и патриотизма (роли и места чтения в жизни каждого ребенка и современного общества в целом). Есть ли выход из создавшейся ситуации? Простого ответа на этот вопрос быть не может. Однако обнадеживает то, что лучшие представители интеллигенции ищут выход из создавшейся ситуации. Их трудом вопросы, связанные с воспитанием молодого поколения читателей, сегодня становятся одним из ведущих направлений деятельности государства, в первую очередь, в лице муниципальных общеобразовательных учебных заведений и детских библиотек.

Читать полностью »

М. Елькина. Современная детская литература: дорога к читателю.

Опубликовано 17.06.2014

Процесс слияния отечественной детской литературы с детской литературой западного образца, насаждение западного «экшна» в произведениях для детей длится уже в течение двух десятилетий. Развал Советского Союза повлек за собой разрушение идеологии и отрицание всего, что было создано за годы Советской власти (в том числе, разрушена детская литература как приоритетное направление заботы государства, утеряна большая часть так называемой «школы» советской детской литературы). Для современной российской детской литературы характерна проблема подражательности западной культуре, вторичность создаваемых произведений, остро стоят проблемы, касающиеся нравственного воспитания детей и юношества посредством книги, роли и места книги в современном образовательном процессе, в воспитании духовности и патриотизма (роли и места чтения в жизни каждого ребенка и современного общества в целом). Есть ли выход из создавшейся ситуации?

Читать полностью »

М. Елькина, Статистика детского чтения

Опубликовано 17.06.2014

Осенью 2007 года во всех 37 школах Воскресенского района Московской области проводилось анкетирование «Подружись с книгой», поддержанное Администрацией Воскресенского муниципального района и Управлением образования Воскресенского района. В анкетировании приняли участие школьники с 1 по 11 классы.  Цель анкетирования: выяснить, соответствует ли современная отечественная детская литература тем требованиям, которые предъявляют к ней школьники, очертить круг чтения детей и подростков, понять, что читают наши дети и что хотят читать. Подобное анкетирование достаточно часто проводится в библиотеках города, но там в анкетировании принимают участие дети, которые пришли за книгой, т.е. так или иначе, дети читающие. Нам же хотелось представить общую картину, подтвердить или опровергнуть утверждения, которые в последнее время активно муссируются в СМИ: интерес к чтению у детей школьного возраста резко снизился, домашние библиотеки и семейные чтения – огромная редкость, компьютер и электронные игры заслонили собой книгу, бумажные носители – прошлый век, и пора переходить на электронные или аудионосители. Собрано более 4000 анкет, из них 2300 – анкеты учащихся 5-8 классов, т.е. читателей подросткового возраста.

Читать полностью »

А. Межина. Литературное произведение как средство формирования эмоционально-волевой саморегуляции ребенка (на примере повести К. Грэма "Ветер в ивах")

Опубликовано 17.06.2014

Одной из важных задач обучения и воспитания является сегодня формирование саморегуляции и, в частности, эмоционально-волевой саморегуляции детей. Актуальна эта проблема в дошкольном и младшем школьном возрасте: важно подготовить ребенка к обучению в школе и обеспечить успешное овладение им основами учебной деятельности, что невозможно без достаточно высокого уровня развития эмоционально-волевой саморегуляции (ЭВС). ЭВС представляет собой сложное понятие, объединяющее в неразрывном единстве эмоциональную и волевую составляющие при ведущей роли первой из них (М.В. Чумаков). Приоритетная роль эмоциональной саморегуляции обуславливает более детальное рассмотрение ее в нашей работе.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Ребенок-читатель начала XXI века

Опубликовано 06.06.2014

В наше время, отмеченное социальной разобщенностью, межнациональными противоречиями, нарастающей бездуховностью, торжеством пошлости и дурного вкуса, празднующего (хочется верить, временную) победу над идеалами альтруизма, скромности и порядочности, роль чтения, книги, дающей ребенку возможность познать законы человеческого бытия и общественных отношений, впитать духовный и нравственный опыт предыдущих поколений, осмыслить историю Отечества, научиться жить по законам справедливости и созидания, неизмеримо возросла. От того, что и как читают наши дети, сегодня зависит завтрашний день России, следовательно, проблема педагогики и психологии приобрела социально-политическое звучание.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Роль книги начала третьего тысячелетия в социализации личности ребенка

Опубликовано 06.06.2014

Книга, прочитанная в детские годы…Как много смысла кроется в этой фразе, сколько добрых, светлых, радостных воспоминаний вызывает она у большинства людей. Детское чтение почти всегда ассоциируется с теплом домашнего очага, волшебной, таинственно завораживающей сказкой, рассказанной нашей лучшей в мире бабушкой в часы вечерних сумерек, с первыми самостоятельно прочитанными строчками букваря и наконец, с любимой книгой, которая подарила мечту, научила побеждать трудности, определила систему нравственных и социальных приоритетов.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Современные тенденции чтения подрастающего поколения

Опубликовано 06.06.2014

Педагогика детского чтения, являющаяся системой научного знания о воспитательной направленности литературы для детей и юношества, о формировании интеллектуального и духовного облика ребенка-читателя в разные исторические эпохи под воздействием различных социальных факторов и воспитательных концепций развивается сегодня в тесной взаимосвязи с рядом смежных гуманитарных дисциплин: литературоведением, эстетикой, философией, психологией, социологией. Социологический аспект чтения юных интересует педагогов, психологов, искусствоведов, писателей, библиотекарей, словом, представителей различных отраслей гуманитарного знания и общественной практики, причастных к формированию личности ребенка-читателя. Социологические исследования чтения подрастающего поколения позволяют уточнить читательские интересы и литературные предпочтения юных и не только дают представление об их интеллектуальных запросах и духовных потребностях, но и показывают вектор развития российского социума, поскольку завтрашний день нашей страны, будущее ее образования и культуры во многом зависит от того, что и как читают сегодня наши дети.

Читать полностью »