В. Салий. Флэшмоб "Читают все"

Опубликовано 20.06.2014

We read newspapers – 4 кл.We read newspapers – 4 кл.Флешмоб «Читают все» проходил в Богдановской ОШ I-III ст. Павлоградского района 2 апреля 2014г. в честь Международного дня детской книги с учащимися 1-4 кл.

Проводили это мероприятие школьный библиотекарь

Салий Валентина Алексеевна и педагог организатор

Гончар Светлана Ивановна.

Активное участие принимали классные руководители:

1кл- Скачкова А.А.

2кл.- Жирова В.В.

3 кл.- Красникова В.Н.

4кл. – Палафирова С.Н.

Читать полностью »

Л. Сокольская. Урок столетней давности: актуальность сохраняется

Опубликовано 19.06.2014

Современные программы поддержки чтения, как общероссийского, так и региональных масштабов, порождены энтузиазмом и творчеством многих активных и заинтересованных лиц. В них вложено много сил, энергии, времени, даже средств – много (с точки зрения нашего неразвитого профессионального «аппетита»). Однако поводов для оптимизма пока немного. Возможно, это  случай «отложенного» результата,  не исключено и другое – не дорабатываем, усилия недостаточны и по количеству, и по качеству. При любом из этих вариантов понятно, что первый период подобной деятельности, основанный на количественном наращивании действий по поддержке чтения, завершается, далее следует вести поиск  путей их оптимизации.

Читать полностью »

З. Руссак. Библиотечная реклама как эффективный инструмент продвижения чтения

Опубликовано 19.06.2014

Важнейшей формой продвижения библиотечных услуг и интеллектуальной продукции библиотек является библиотечная реклама. Реклама – это образ мышления, в основе которого изменившееся за последние годы представление о современной библиотеке.

В центральной городской библиотеке Челябинска реклама появилась в начале 90-х годов вместе со становлением рыночных отношений.  Это была маркетинговая программа «Имидж библиотеки», реализованная блоком рекламных материалов «Как создать привлекательный образ библиотеки».

Читать полностью »

Е. Матвеева. Художественно-эстетическая направленность профессиональной подготовки библиотекаря-педагога

Опубликовано 06.06.2014

Тенденция развития отечественной высшей школы свидетельствуют: гуманитаризация учебного процесса, обогащение его дисциплинами художественно-эстетического цикла становится насущным требованием времени, отвечает парадигме развития современной науки и культуры, является значимым фактором профессионального становления молодого специалиста. Сказанное можно с полным основанием отнести к подготовке библиотекаря педагога, осуществляющейся на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств. Открыть юным удивительный и прекрасный мир литературы, воспитать хороший читательский вкус, сформировать широкий кругозор, актуализировать эстетический потенциал детей может лишь педагог, тонко чувствующий границу отделяющую подлинные художественные ценности от подделок, рассчитанных на дешевую сенсацию, человек неравнодушный к возвышенному поэтическому слову, влюбленный в гармонию родного языка и способный к сотворчеству с юным читателем, поэтому учебный план специализации «Социология и психология детского и юношеского чтения» включает дисциплины, способствующие художественно-эстетическому развитию студентов, формированию у будущих руководителей чтения профессиональных качеств, значимых для возрождения лучших традиций отечественной педагогики.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Эстетическая направленность профессиональной подготовки библиотекаря-педагога

Опубликовано 06.06.2014

Присоединение к Болонской конвенции, характер современной социокультурной ситуации, новые требования работодателей, обусловленные реалиями начала XXI века, - всё это диктует необходимость модернизации университетской подготовки библиотекаря-педагога, призванного формировать интеллектуальную, нравственно-эстетическую и духовную сферу подрастающей личности.  Нынешние детские библиотеки ждут специалиста с широким гуманитарным кругозором, профессионала, неизменно утверждающего высшие ценности мировой культуры и транслирующего их в практику руководства чтением. Различные аспекты модернизации высшего библиотечного образования рассматриваются в диссертационных исследованиях (Г.А. Иванова, И.М. Немчина, В.И. Черниченко), обсуждаются на страницах профессиональной печати, дискутируются на симпозиумах и конференциях. При всём многообразии подходов к рассматриваемой проблеме специалисты, представляющее различные регионы Российской Федерации, неизменно сходятся в одном: университетское образование библиотекаря-педагога должно трансформироваться за счёт усиления его культурологической, художественно-эстетической составляющей. Таково требование социума и работодателей, наконец, такое пожелание высказывают и сами студенты: в сентябре 2007 года в Библиотечно-информационном институте МГУКИ было проведено анкетирование, показавшее, что в число любимых предметов будущих руководителей детского чтения входят «Русская детская литература», «Культурология», «Философия», «Эстетика», а среди факультативных курсов, которые по мнению студентов, должны быть в учебном плане, оказались «Психология художественного творчества», «Литературно-творческое развитие ребёнка-читателя»,  «Развитие воображения читателей детских библиотек», «Игровые формы руководства чтением».

Читать полностью »

Е. Матвеева. Воспитание гражданственности и толерантности как факторы социального и профессионального становления библиотекаря-педагога

Опубликовано 05.06.2014

Начало третьего тысячелетия ознаменовано многими трагическими событиями, связанными с обострением межнациональных отношений, возникновением этнических и межконфессиональных конфликтов. Каждый день на разных континентах, в разных странах и городах происходят кровопролитные столкновения, в основе которых неуважение и неприязнь к людям иного цвета кожи, языка, культуры, иной религии. Огонь национальных и расовых противоречий расовой ненависти поглощает человеческие (в том числе и детские) жизни, уникальные исторические памятники и культурные ценности.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Детская библиотека как центр творческого становления подрастающей личности

Опубликовано 05.06.2014

Воспитание творческого читателя относится к актуальным педагогическим проблемам, имеющим в нашей стране глубокие исторические корни и достойные уважения традиции: известно, что первая детская библиотека была открыта библиографом и книговедом А.Д. Тороповым в 1878 году, в 1914 году в России было двадцать библиотек, обслуживающих подрастающее поколение, а в наше время их число превышает четыре с половиной тысячи. Среди разнообразных педагогических функций, выполняемых сегодня детскими библиотеками, функция воспитания творческой личности выделяется особо, поскольку разнообразная эстетическая деятельность создает психологические предпосылки для формирования талантливого читателя, способного к глубокому восприятию произведения искусства слова, стремящегося к сотворчеству с автором.

Читать полностью »

Е. Матвеева. Библиотерапевтический аспект социокультурной реабилитации юных читателей

Опубликовано 05.06.2014

В настоящее время значительная часть детей страдает врожденными или приобретенными в первые годы жизни отклонениями от норм психофизиологического и интеллектуального развития. Детская инвалидность стала одной из самых серьезных социальных проблем современной России. Исследования, проводимые в рамках различных отраслей гуманитарного знания (дефектологии, психологии, педагогики, социологии), свидетельствуют: добиться значимых результатов в реабилитации таких детей, эффективно помочь им и их семьям можно лишь объединив усилия всех социальных институтов, ответственных  за будущее ребенка с ограниченными возможностями: семьи, школы, досуговых центров, медицинских учреждений, библиотек. Библиотерапия, направленная на гармонизацию социального и психологического состояния ребенка-инвалида в процессе приобщения его к образному миру художественного слова, принадлежит к числу актуальных направлений, разрабатываемых отечественной педагогикой детского чтения в последнее десятилетие. В этой связи нельзя не упомянуть о существенном противоречии, характеризующем современное состояние библиотечной работы с детьми-инвалидами: с одной стороны социальная потребность в такой деятельности велика, с другой – в настоящее время в Российской Федерации отсутствует научно обоснованный, приведенный в четкую психолого-педагогическую систему подход к реабилитации читателей с различными психофизиологическими проблемами и интеллектуальными нарушениями. Между тем гуманистическая идея равного со здоровыми людьми доступа инвалидов к информации, возможность их приобщения к интеллектуальным и духовным достижениям человечества озвучена в ряде международных документов, регулирующих деятельность библиотек. В частности, «Манифест ЮНЕСКО о публичной библиотеке» (1994) утверждает, что к главным задачам публичных библиотек необходимо отнести: «предоставление всем гражданам, различным группам пользователей открытого и равного доступа к библиотечным фондам, информации, различным видам услуг, в том числе для осуществления разного рода деятельности населения (образовательной, творческой, профессиональной, досуговой) (2; с. 4). Организация социокультурной реабилитации читателей в библиотеках нашей страны способствует практической реализации задач обозначенных в «Манифесте».

Читать полностью »

В. Боголюбова. Программы поддержки чтения детской и юношеской литературы в Германии

Опубликовано 05.06.2014

Программы поддержки чтения детской и юношеской
литературы  осуществляются в Германии институтом юношеской литературы в
городе Франкфурте на Майне (Institut für Jugendbuchforschung), являющимся
структурным подразделением  университета имени И.В.Гёте.* Институт
юношеской литературы был основан в ноябре 1963 года. Его первый директор -
профессор Клаус Додерер, возглавлял институт в течении 37 лет. С 1990 года институтом
руководит профессор Ганс-Гейно Еверс.

Читать полностью »

Проблемы активизации чтения в системе взаимодействия публичных библиотек и школ

Опубликовано 04.06.2014

Решению многих проблем в деле активизации чтения может и должно способствовать построение системы взаимодействия публичных библиотек и школ. В советский период такая система существовала и давала ощутимый социальный эффект – именно в этой системе закладывался фундамент самой читающей страны, поскольку все ученики школ в составе коллектива класса или индивидуально становились читателями районной библиотеки. Последние пятнадцать-двадцать лет оказались достаточным сроком для того, чтобы работающая система разладилась. Основной причиной этого процесса, очевидно, явились непомерно высокие ведомственные барьеры, установившиеся между сферами образования и культуры в результате отказа от единого идеологического руководства как проявления государственной политики в социально-гуманитарной сфере. Система взаимодействия библиотек и школ переродилась в совокупность отдельных контактов, количество и интенсивность которых зависит исключительно от доброй воли и творческого потенциала педагогов и библиотекарей. Существование и даже некое усиление ведомственной разобщенности публичных библиотек и школ в настоящее время подтверждается тем фактом, что активные попытки преодоления кризиса школьных библиотек предпринимаются вне контекста их взаимосвязи с публичными библиотеками.

Читать полностью »